Мой сайт
Четверг, 16.05.2024, 17:18
Меню сайта

Категории раздела
Города России [8]
Новости, где заказать печати и штампы в городах России

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Главная » Статьи » Города России » Города России

    История города Арзамаса в Нижегородской области

    История Арзамаса

    Арзамас - город в 110 км к югу от Н. Новгорода 
    Основан в 1576 году 
    В XVI-XVII веке оборонная крепость Русского государства в Поволжье. 
    В 1670 году под Арзамасом остановлено войско Степана Разина. 
    С 1719 года уездный город Нижегородской губернии. 
    В 1781 году Арзамас получает герб. 




    Арзамас - старинный город, с интересной историей и богатыми культурными и экономическими традициями. Он является своего рода ядром Нижегородского Правобережья. История города неразрывно связана с историей нашей страны. Именно Арзамас был в центре событий в смутное время, во времена восстания Степана Разина. Находясь на пересечении многих крупных дорог, Арзамас играл и играет важную роль в экономической жизни страны. И конечно он остается крупным духовным центром, центром распространения православной культуры. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. 

    Основание Арзамаса. 

    История Арзамаса теряется в глубине веков. Нижегородский писатель П.И. Мельников(Андрей Печерский) в середине позапрошлого века писал: "Арзамас, ныне уездный город, считается столицей племени эрзя и по всей вероятности, есть тот самый город Арса, о котором упоминает в IX веке Ибн-Фоцлан". Ещё писатель говорит о том, что эрзянское поселение писалось "мордовским арзамасовым городищем" Точных данных о времени появления Арзамаса среди русских городов не имеется, но, по всей вероятности, это произошло в середине XVI века, так как до того он именовался "Мордовским Арзамасским городищем".В справочном издании "Городские поселения в Российской империи (т.3)" указывается, что четыре века назад, в 1552 году, Иван Грозный во время третьего, последнего, похода на Казань среди дремучих лесов на месте мордовского сельбища основал город, назвав его Арзамасом. Здесь он по преданию расположил свой "третий стан от Мурома" по пути на Казань. Арзамасский летописец Н.М. Щегольков писал по этому поводу: Предание о том, что царский стан расположен был на месте, где ныне стоит село Ивановское (теперь мкр. Ивановский) можно считать вероятным и даже несомненным… По преданию, во время переправы через Тешу царь "свиделся" с мордвой. Царь спросил, чего хочет мордва. Эрзяне попросили, чтобы эту местность закрепить за ними и их потомством, чтобы в их поселении жили русские торговцы. И, наконец, чтобы татары, осевшие по Теше, покинули мордовские пределы. Грозный дал слово, что исполнит просьбу, и объявил эрзянам свою волю о постройке крепости. В присутствии царя тут же начали расчистку леса, копание рва и основание острога." Далее царь крестил мордву и выбрал меж ними старшин (по преданию это были Арзай и Масай). Первые документальные известия об Арзамасе относятся к 1572 году, когда он упоминается в Духовной грамоте Ивана Грозного. Первыми арзамасскими воеводами были Григорий Щетнев (1576 г.) и Иван Хохлов (1578 г.). С этого времени история Арзамаса прослеживается по многим документам. 1578 год решено считать годом основания города. Первые переписи горожан 1621-1626 год говорили, что из числа жителей оружие в Арзамасе могли носить 650 человек. 

    печати в Арзамасе заказать

    Топонимика 

    Название города по "Городским поселениям Российской империи" производится от имени двух мордвинов (Арзая и Масая), оказавших Ивану Грозному услугу. По другому, более правдоподобному объяснению название "Арзамас" образуется из двух слов - "Эрзя" и "Маз" - что означает красивое (главное) поселение мордовского племени Эрзя. Однако доктор филологических наук А.И. Попов в 1968 году писал: "Название (Арзамас) происходит по-видимому, от мордовского личного имени Арземас или Орземас, которое неоднократно встречается в писцовых книгах и других источниках среднего Поволжья, особенно в XVII веке. Среди мордвы бытовало много подобных имен: Инемас, Вячкомас, Полдомас. Использование личных имен в названии поселений вообще вещь нередкая. В Мордовии, например, есть села Полдомасово, Арземасово и другие. Собственно имя Арземас имеет в основе эрзянское арсемс, мокшанское арьсемс: думать, желать, пожелать и, следовательно, может быть переведено на русский язык как желанный. С племенем эрзя оно не имеет ничего общего." 

    Арзамасская крепость. 

    Очевидно, тогда же, при Иване IV, здесь была воздвигнута новая крепость. Предположительно, что к крепости приложил руку известный городелец дьяк Иван Григорьевич Выродков, строитель Свияжской крепости Она состояла из "города" - сложенной из бревен крепостной стены и более обширного "острога" - остроконечной изгороди.За острогом располагались слободы Мельничная и Выездная, а на холме за речкой Сорокой стоял мужской Спасский монастырь, старейший памятник и центр духовной культуры города. Сначала все постройки Спасского монастыря были деревянными, но в первой половине XVII века их начали заменять каменными. Алёну Арзамасскую (Алёну Старицу) выдали воеводе её бывшие соратники по борьбе. Её пытали, а затем сожгли в срубе как еретичку и ведьму вместе с чародейными бумагами и кореньями. Арзамасская крепость была главным опорным пунктом оборонительной системы на юго-восточнх границах Русского государства. Природные рубежи хорошо защищали подступы к крепости с юга, востока и запада. Для усиления обороноспособности крепости с северной стороны, выходящей в поле, были сделаны ров и вал. Периметр цепи стен и башен арзамасской крепости составлял 2350 метров. В крепости было четверо ворот: Настасинские, Кузнецкие, Стрелецкие и Спасские. В оборонительную систему крепости входили 12 сторожевых башен, средний острог, находящийся в середине большого острога, и несколько ворот с надежными запорами. Стены и башни крепости простояли вплоть до пожара 1726 года. Опись 1629 года дает данные о боеспособности Арзамасской крепости. У гарнизона на счету 35 затинных пищалей - пушек медных и железных. К этому имелось 35 ручных пищалей. К пушкам прилагались ядра, а для пищалей пули. В специальных свиньях держали более 50 пудов свинца и 77 пудов зелья (пороха) Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ Русского государства. Эта ее историческая заслуга подчеркнута в изображенном в форме щита гербе города, утвержденном 16 августа 1781 года. С самого основания города Арзамаса его жители не раз поднимались на защиту родного Отечества. 
    Вил Арзамаса
    Восстания и смута. 

    На южных окраинах Арзамасского уезда были устроены "засеки" - полосы леса, поваленного в сторону возможного противника. Имевшиеся в них проходы, так называемые ворота (Ардатовские, Шатковские, Собакинские и другие), тщательно охранялись. Арзамасские заслоны составляли часть засечной черты - оборонительной линии, тянувшейся от Оки до Волги. Время шло. Крепло Московское государство. Его границы отодвинулись на юг и на восток. С конца XVI века московские государи стали раздавать дворянам и другим служилым людям поместья в Арзамасском уезде. Крестьяне-русские и мордва, став крепостными, подвергались жестокой эксплуатации в своих деревнях и на лесных заводах -"будных станах". Недаром жители Арзамаса и его уезда были активными участниками крестьянских войн XVII-XVIII веков. В 1606 году, когда началось народное восстание под руководством Ивана Болотникова и он со своими людьми подступил к Москве, арзамасцы и алатырцы во главе с местными дворянами и мордовскими старейшинами осадили Нижний Новгород, верный царю Василию Шуйскому. Только решительное наступление правительственных войск на Арзамас спасло Нижний от капитуляции. В 1611 году произошло выступление арзамасских дворовых крестьян, вызванное попыткой раздать их земли смоленским дворянам, поместья которых захватили поляки. Крестьян поддержали арзамасские стрельцы. "И бои с мужиками были, только мужиков не осилили",- сообщает летописец. В начале XVII столетия русский народ вступил против польских интервентов, и арзамасцы мужественно сражались с иноземными захватчиками. Навечно вошел в историю России их подвиг в битве под Зарайском 30 марта 1608 года. В 1612 году Арзамассцы приняли активное участие в народном ополчении Минина и Пожарского. Восстание Степана Разина и Арзамас. В 1670 году В Арзамасском крае развернулись боевые действия, ставшие частью крестьянской войны в России под предводительством Стеньки Разина. Около 15 окрестных деревень волновались и оказали отпор царским войскам. Арзамас остался верным царю. В Арзамасе находилась штаб- квартира дворянского ополчения во главе с воеводой Ю. А. Долгоруким. Одним из крестьянских отрядов, действовавших в окрестности Арзамаса, предводительствовала инокиня арзамасского Никольского монастыря старица Алена. Вначале она собрала в пригородных арзамасских селах двести человек. Затем направила свой отряд в темниковский уезд. К Алене потянулись мужики мордовских, татарских, русских сел и деревень. Алена фактически два месяца на казацком кругу управляла Темниковым. В неравном бою с Долгоруким, Алена самолично убила из лука семь или восемь дворянских ополченцев. Алёну Арзамасскую (Алёну Старицу) выдали воеводе её бывшие соратники по борьбе. Её пытали, а затем сожгли в срубе как еретичку и ведьму вместе с чародейными бумагами и кореньями. В памяти народа она осталась как Алена Арзамасская. В Арзамас пригоняли пленных казаков и крестьян.Князь Долгорукий учинил в Арзамасе массовые казни восставших. За три месяца в Арзамасе было казнено 11 тысяч человек. Иностранный очевидец писал: "Страшно было смотреть на Арзамас: его предместья казались совершенным адом: повсюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и 50 трупов, там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучались преступники и часто были живы три дня, испытывая неописуемые страдания." Восстание крестьян в Арзамасском крае отвлекло их от непосредственного занятия - земледелия. В 1671 году многие селяне не возделывали полей и не засевали их хлебом, так, что правительство вынуждено было предоставлять в тот год хлеб из государственных житниц. Через сотню лет по России пронеслась буря 3-ей крестьянской войны, во главе которой стоял Емельян Пугачев.Для борьбы с пугачёвщиной с турецкой войны вызвали знаменитого уже полковника А.В. Суворова и направили в район Поволжья. Для него в Арзамасе приготовили квартиру в доме богатого купца И.И. Цыбышева. Летом Емельян Пугачев был пленен и осенью 1774 года жители Арзамаса видели его, закованного в кандалы, по дороге в Москву на суд и казнь. 

    Золотой век Арзамаса. 

    Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно начинает приобретать характер важного транзитного пункта на путях из центральных в юго - восточные районы страны. Вокруг него вырубаются леса, расширяются пашни, растет сельское население, а в самом городе развиваются ремесла и, прежде всего кожевенное и скорняжное, которые были занесны сюда ссыльными новгородцами. Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас становится Церковно - миссионерским центром. Эта роль, как свидетельствуют царские отказные грамоты, подкреплялись широкой раздачей духовенству лучших земель в окружении города. К концу XVIII началу XIX веков Арзамас превращается в крупный транспортный узел и важный торговый центр. Наступал "Золотой век" Арзамаса. Через него проходят большие тракты(Саратовский, Симбирский, Тамбовский, дорога на Макарьевскую ярмарку и др.,), связывающие Москву и Нижний Новгород с Южными и юго-восточными губерниями. Зимой и летом тянулись через город обозы, более сотни постоялых дворов обслуживали этот гужевой поток. Большое место в торговых оборотах Арзамаса занимали сало, хлеб, холст, а льняного семени и масла свозилось в таком количестве, что от цен на них здесь зависели цены по всей России. Развивается Арзамас и как центр ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработке животных продуктов(скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Сырье поступало из приволжских губерний, а готовая продукция сбывалась во многих областях России, в особенности в южных ее районах, шла за границу. Достигшее большого развития ремесленное производство сосредоточилось не только в самом Арзамасе, но и распространилось в окружении, все более выявляя черты мануфактуры. Арзамасские купцы "золотого века", были истинно благочестивыми людьми, отличаясь предприимчивостью, простотой и мудростью. Их не ослепляло временное благополучие. Наживая капиталы, они заботились о процветании родного города. "Золотой век" Арзамаса стал беспрерывной цепью храмостроительства. За 75 лет в городе были возведены 25 церквей, одна прекраснее другой. Это церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Владимирской Богородицы и др. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом. Известный русский реставратор и архитектор Померанцев Николай Николаевич отмечал, что "в отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в течении 18 века - второй половины 19 века воздвигались церкви чисто столичного масштаба". Наряду с ростом экономической роли Арзамаса росло и его значение как церковно - миссионерского центра. Большое развитие церковного строительства было обусловило возникновение в Арзамасе художественных промыслов - таких, как иконописный, золотошвейный, резьба из жести по дереву. Развивались высокохудожественные чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Без преувеличения можно сказать, что в ХУIII - ХIХ веках г. Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками и поныне украшают многие храмы. Блестящей страницей в истории Арзамаса явилась золотая вышивка. Лавры первенства в золотошвейном искусстве держали монахини и послушницы Алексеевского и Николаевского монастырей. Отсюда вывозилась по всей России и за границу золотые вышивки, доведенные до возможного совершенства. 

     

    гербовые печати в АрзамасеЗаказать печать в   Арзамасе, печати по оттиску в   Арзамасе, частный мастер по  печатям и штампам в   Арзамасе, восстановление печатей в   Арзамасе по оттиску, штампы без документов в   Арзамасе, сделать печать анонимно в   Арзамасе, цена печати в   Арзамасе, сделать гербовую печать в   Арзамасе,  дубликат штампа в   Арзамасе,  печать с гербом РФ в   Арзамасе, медицинский штамп в   Арзамасе изготовить,  заказать печать по оттиску в   Арзамасе. сделать печать врача в   Арзамасе,  печать ветеринарного врача в   Арзамасе, изготовление печатей и штампов в   Арзамасе,  сделать в   Арзамасе печать по оттиску, изготовление печатей без документов в   Арзамасе,  печать конфиденциально в   Арзамасе, сделать штамп для документов в   Арзамасе, заказать печать организации в   Арзамасезаказать печать для ИП в   Арзамасезаказать печать для ООО в   Арзамасе.

     

    Категория: Города России | Добавил: pechati-faxsimile (10.01.2015)
    Просмотров: 1507 | Теги: арзамас, история, по оттиску | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2024